Телефон

Живописная манера с точки зрения психологии

29 апреля, 2014

Живописная манера с точки зрения психологии

Манера живописи у каждого художника своя: она тесно связана с его личностью и особенностями его психики. Сложно говорить о том, что, например, сюрреализм С.Дали и Р. Магритта был связан с особенностями эпохи, скорее, он возник чисто благодаря нестандартному устройству их мышления, воображения, психики в целом. Необычное восприятие реальности наравне с талантом позволяет создавать настоящие шедевры.

Художник при написании картины изображает на ней яркие признаки своей эпохи — предметы, вещи, атрибуты. Независимо от жанра полотна, на нем находят место и оттенки настроения художника, черты его темперамента. Картины передвижников, созданные в стиле реализма, не просто отражали состояние российской действительности середины XIX века. У Сурикова — казни и заключенные (боярыня Морозова, Меншиков в Березове), у Куинджи — пейзажи и т. п. – каждый художник видел в действительности что-то свое.

Рассматривая картины, зритель может попытаться увидеть в них то, что видел мастер, когда писал их. Выражения лиц на портретах, цветовая гамма пейзажей и натюрмортов, эмоциональная окраска событий – все это является подсказкой того, какой была личность художника на момент создания полотна. Мрачные тона на картине означают меланхоличные настроения художника в момент ее написание, пессимистический взгляд в будущее. Светлые, яркие цвета показывают ясность его мыслей и чувств.

Живописная манера с точки зрения психологии

Манера написания канонического сюжета также различна у разных авторов. Лучшим примером служит манера написания Богоматери с младенцем в древнерусской живописи. Мастера-иконописцы в каждой местности придавали Мадонне свои черты, отличные от других. Так родились такие типы Богоматери, как Оранта, Умиление, Одигитрия. Особо выделяются искусствоведами Ярославская, Владимирская, Иверская, Касперовская, Феодоровская иконы Божией Матери. Все они различаются не только посадкой ребенка, поворотом головы и другими сюжетными мелочами. Каждая из них, если приглядеться внимательно, имеет собственное выражение лица. Так иконописцы воплощали в единственном доступном сюжете для живописи свой идеальный образ женщины.

Таким образом, живописная манера любого художника отражает не только его время, свойства живописной школы и стиля в искусстве, но и внутреннее психологическое состояние, выражаемое художественными средствами в творческом произведении.

Похожие статьи: