Телефон

Юридическая психология

27 февраля, 2014

Юридическая психология

Юридическая психология – это достаточно обширный и интересный раздел психологии, положения которого оказываются полезными не только для тех, кто связан с юриспруденцией. Юридическая психология занимается раскрытием психологической сущности юридических категорий, психологической подоплёки правовых отношений. Ведь работники юридической сферы, по сути, изучают то же самое, что и психологи, – поведение человека.

                  Кто такой преступник?

Различные теории и учения по-разному определяют сущность преступления и преступника. Одни из них дают одинаковую оценку этому явлению, различаясь лишь в объяснении его причин, а вердикт других теорий может показаться неожиданным.

1. Религиозные учения, несмотря на их своеобразие, сводятся к одному: преступник – это нарушитель «воли божьей». Само преступление зарождается «на небесах» – в противоборстве добрых и злых сил, бога и дьявола. Человек может лишь подчиниться одной из этих сторон: либо выполнять установленные богом «правила», либо поддаться дьявольскому «искушению». У «искушённого», следовательно, слабая, испорченная душа.

Юридическая психология

Бог определил в готовом виде, что есть хорошо и что есть плохо, а «свобода воли» человека сводилась в примитивному выбору направления пассивного подчинения (т. е. грешник-преступник и праведник одинаково являются рабами, различны лишь сверхъестественные «владельцы» рабов). Наказание «преступнику» назначалось богом: оно подстерегало его в загробном мире, но некоторые его виды ждали человека ещё на земле – в виде болезней и несчастий. Парадоксальным образом, однако, религия давала право на назначение наказаний земным судом.

2. Ранние материалистические учения рассматривали преступника как «врождённого» нарушителя. Физиогномика и френология пытались распознать преступника по характерным особенностям внешности. Частью внешних данных преступника являлись и его поведение, и характер, и речь. Однако и здесь преступник рассматривался как «неполноценное» творение природы или бога.

3. Эмиль Дюркгейм считал, что преступность – это нормальное общественное явление. Преступник совершает деяния, запрещённые в силу общественной договорённости, то есть условностей. И совершение им преступных деяний «подготавливает почву для общественного прогресса». В «естественном», психологическом отношении действия преступника нормальны, и существование преступности призвано изменить в лучшую сторону.

В противном случае общество, уничтожив всех безусловных «злодеев» – убийц, насильников, грабителей, вынуждено будет объявить преступными и другие деяния, вполне безобидные (например, преподавание теории Дарвина, запрещённое в то время в некоторых штатах «самой свободной страны мира» – США).

 

Похожие статьи: