Психология в мифологии
Подобное отношение человеческого мозга к положительным и отрицательным событиям оказывает очень сильное влияние на культуру. Так, в ряде случаев родственные мифологические системы обнаруживают интересную закономерность: в «дочерней» мифологии божества, покровительствующие положительным явлениям природы, совсем другие, нежели в «материнской» мифологии, а вот отрицательные божества и герои могут передаваться по наследству.
Посмотрим на осетинскую мифологию. Осетины принадлежат к иранской языковой группе, и их предки, соответственно, пришли на Кавказ из Персии. Однако осетинская мифология, на первый взгляд, имеет очень мало общего с персидской, из которой впоследствии развился зороастризм. В частности, осетинам, судя по всему, совсем незнаком Ахурамазда: его место верховного и всеблагого божества-творца занимает некий Хыцау, «солнечную» функцию исполняет Хур, некоторыми чертами высшего божества наделён также Уастырджи (то есть «святой Георгий»), а также некоторые другие боги.
А вот Ариман – главный персидский «антипод» Ахурамазды, высший дух зла и разрушения – сохранялся у осетин почти в неизменном виде. Он легко узнаётся в могучем старике по имени Амиран, которого Хыцау приковал цепями в пещере.
Богатырь Амиран первоначально был самым любимым созданием верховного бога, однако он возгордился, объявил войну богу и стал подстрекать на это людей, за что и был наказан. Эта история полностью повторяет «биографию» зороастрийского Аримана (Ангра-Майнью).
Древнеегипетский «положительный» бог Гор также неизвестен другим семитским народам, а вот Сет, главный «отрицательный» египетский бог и антипод Гора, неоднократно сражавшийся с ним, был хорошо известен древним евреям под несколько «изменённым» именем Сатана. Символом Сета в Египте была свинья, и эта память также сохранилась у евреев и арабов, до сих пор считающих свинью нечистым животным (читай – животным Сета).
Всё это можно объяснить упомянутой особенностью человеческого мозга. Древнему человеку было всё равно, кто именно даёт им богатый урожай, телесное здоровье, много детей, металлы и драгоценные камни: даже у одного и того же народа покровителями этих стихий часто объявлялись разные персонажи (например, Деметра и Дионис); а вот «ответственного» за отрицательные явления (болезни, войны, смерть, разрушение, стихийные бедствия) старались запомнить получше, передавая из поколения в поколение всю информацию о нём.