Телефон

Психология цвета

21 апреля, 2014

Психология цвета

Цвет в нашей жизни играет огромную роль. В своём «первичном» состоянии цвет выступал раздражителем, вызывающим простые, закономерные ассоциации. В развитом обществе цвет стал играть роль своеобразного языка, в котором цвета имеют закодированный смысл.

Первичные ассоциации существуют в нашем подсознании,  что позволяет использовать цвета для манипулирования сознанием. Художник в данном случае делает то же самое, что делают предприятия, выпускающие синтетические сахарозаменители и другие продукты питания: вычленяя из естественного мира краски, «связанные» с конкретными предметами и соответствующим поведением наблюдателя, он создаёт синтетический мир, в котором зритель ведёт себя так, как спланировал художник.

Некоторые «буквы» природного языка цветов

  • Красный. Это цвет крови. В зависимости от контекста и окружения, созерцание красного может вызвать у наблюдателя оживление, ярость, страх. Без «красного» не обходятся войны, стихийные бедствия, насилие вообще, включая «кровавый спорт». Но красный цвет имеет и положительную «ипостась», будучи связан с солнечным светом, а значит и с процветанием всего живого.Кстати, быки в корриде реагируют отнюдь не на красный цвет полотна, так как они не различают цветов; бык реагирует только на движение тореадора, а красный цвет полотна введён специально для зрителей (он способствует пробуждению у публики азарта).Психология цвета
  • Зелёный. Это цвет растительности, а значит – пищи и здоровья. Это один из успокаивающих цветов. Без растительности не обходятся наши дома и офисы, и всё дело здесь не только в «цветочках»: важнейшим фактором для глаз является сама «зелёная масса». Как цвет, связанный со здоровьем, зелёный противопоставлен красному, поэтому зелёный цвет часто становится основой аптечной вывески. Вспомните: если из раны потекла красная кровь, вы спешите приложить к ней зелёный листок подорожника.
  • Чёрный. Это цвет смерти, небытия, пустоты. Чёрным становится всё испорченное и гнилое. Также это грязь и земля. Поэтому, скажем, многие импрессионисты на своих картинах тщательно избегали чёрного цвета, заполняя всё пространство холста яркими красками. Чёрный цвет и его отсутствие играют существенную роль в изображениях агитационного характера: обложки журналов «Свидетелей Иеговы», изображающие будущий «рай», изобилуют насыщенными и при этом несколько «пастельными» красками светлых тонов (нечто среднее между советским плакатом и импрессионистской картиной); там же, где нужно изобразить бедствия, якобы ожидающие неверующих, используется ёмкое сочетание чёрного и красного.

Видео: Психология цвета.Н.Толстая

Похожие статьи: