Что для Вас РОСКОШЬ?
Можете ли вы дать точное (и остроумное) определение понятию роскошь?
Но так, чтобы не прибегать к цитированию мудрецов, поэтов, учёных?
Китайские мудрецы-конфуцианцы умели точно определить любое явление не закапываясь в книги.
Они делали это, используя обыденные предметы, лежащие на столе у каждого.
Это – высший пилотаж работы с метафорой, кстати сказать.
Перед Вами – классическая китайская задача – определить что такое роскошь – с помощью такого обычного предмета как … женская шпилька для волос.
Вы спросите, Читатель, а зачем нам определять – что такое роскошь?
А я в свою очередь, тоже задам Вам вопрос: а Вам нравится роскошь? Только ответьте честно!
И если Ваш ответ будет «да», тогда Вы должны уметь и чётко понимать – чего же Вы хотите на самом деле…
Если же Вы хотите то, чему не можете дать определения, если хотите то, чего сами не понимаете - то как Вы тогда будете это иметь? Что Вы будете иметь?
Итак, великий конфуцианец – учёный и каллиграф – Наставник Лю, определил «Что такое роскошь» по-своему.
Вникните в красоту этой аргументации, а потом своё слово скажет, как всегда, психология.
Наставник Лю рассуждал так: всем известно (а дело было в Древнем Китае), что женщины в нашей стране укладывают волосы в причёску, используя по традиции ровно четырнадцать шпилек.
Число это одинаково и для дочери торговца редькой и для принцессы.
При этом сами шпильки у них - не одинаковы…
Шпильки наших женщин могут быть сделаны: из простого неблагородного дерева, из дерева благородного, из бронзы, и наконец, из золота или же нефрита…
Старинная нефритовая шпилька знатной дамы (которая передаётся в её семье из поколения в поколение) может стоить всего жилища какой-нибудь бедной прачки вместе с его утварью …
Но не это (не стоимость шпильки) определяет смысл понятия – роскошь…
Здесь мы должны присмотреться совсем к другому обстоятельству. Правильным в нашем рассуждении о том, что есть роскошь – будет совсем другое сравнение и наблюдение!
ВРЕМЯ, ПОТРАЧЕННОЕ НА УКЛАДКУ ВОЛОС!
Нетрудно заметить, говорит Наставник Лю, что женщина из простонародья всегда управляется со своей причёской за несколько минут.
Жена хозяина какой-нибудь мелкой торговли – за полчаса.
Жена чиновника – за час.
А какая-нибудь аристократка может потратить на свою причёску – несколько часов, хотя…
Хотя в её распоряжении всё те же – четырнадцать шпилек!
Спрашивается: так ли уж важен материал, из которого изготовлены эти шпильки?!
Мы можем представить себе следующую картину: крестьянка нашла ларец с драгоценностями, в котором лежит и набор прекрасных шпилек. И что? Она будет теперь тратить на свою причёску – час? Да она скорее продаст эти шпильки!
Горожанке-богачке может прийти в голову причуда украсить свою голову самыми дешёвыми деревянными шпильками – и дешёвые деревянные шпильки вознесутся на какое-то время на пик суетной моды.
А нефрит как благородный материал может когда-нибудь… совсем выйти из моды.
Золото в эпоху смуты также может упасть в цене и вместе с ним упадут в цене и шпильки, из него изготовленные.
Не это всё определяет: что такое сама роскошь. Роскошь определяет – время. Время, потраченное на укладку волос.
И если это соотношение времени: «несколько минут – полчаса – час – несколько часов» - останется неизменным, то материал не имеет значения. Материал – преходящ…
Во все времена неизменна только мера времени. Времени, затрачиваемого на тот или иной ритуал.
В этом и состоит различие между нуждой и роскошью.
Что говорит на это всё психология?
Итак, из задачи Наставника Лю мы поняли, что такое роскошь. Роскошь – это время, затраченное на выполнение того или иного ритуала. (любимое слово конфуцианца!)
Ритуал, выполняемый педантично и скрупулёзно – это роскошь.
Ритуал, выполняемый в спешке- это нищета,
Ритуал сокращённый – бедность.
Полное же пренебрежение ритуалом – это скотство и деклассированность, вплоть до полной гибели культуры: в отдельно взятом человеке или же обществе.
Дружит ли с Вами роскошь? Дружите ли Вы с роскошью? Имеете ли Вы или Ваши дети – шанс подружиться с роскошью когда-нибудь?
Для того, чтобы получить ответы на эти вопросы, давайте посмотрим на свою жизнь.
Как долго мы …
- с удовольствием поём нашим детям разные колыбельные песни,
- читаем им вслух по книге или свои любимые стихи – наизусть,
- терпеливо и радостно отвечаем на их детские вопросы?
Короче… Как долго мы продлеваем ритуал «Детство»?
Как долго мы…
- готовимся к свиданию (Правильный ответ – всю жизнь, между прочим),
- ухаживаем за своим телом и лицом (пять минут под душем?),
- выбираем подарок другу (не первое ли попавшееся из каталога?)
Короче… Как долго мы готовы играть в ритуал «Любовь»?
Роскошь появляется там, где не пренебрегают ритуалом, не сокращают его по времени. Вот – мудрость китайцев-конфуцианцев.
Задумайтесь об этом…
Задумайтесь о хлебе, который подходит на «быстрых дрожжах»,
о книгах, «прочитанных» в пересказе,
о фильмах, просмотренных «на перемотке»,
о дипломах, написанных за одну ночь…
Об Эрмитаже, увиденном изнутри один раз в жизни, в ходе так называемой «Обзорной экскурсии по Эрмитажу»…
Один из древнегреческих мудрецов, философ Аристипп, оставил в истории фразу, которая навсегда определила моё отношение к роскоши, а точнее, укрепила меня в моём предпочтении, которое я всегда безотчётно оказывала ей:
Если бы роскошь была дурна – её бы не было на пирах у богов.
Посмотрите на лист весеннего дерева – торопится ли он, когда растёт? Посмотрите на облако в безветренную погоду… Торопится ли оно плыть?
Нет, лист весеннего дерева педантичен и скрупулёзен в следовании своему древнему зелёному ритуалу. А облако – в следовании своему синему.
Боги, и Природа, и роскошь для греков – одно.
Только вот слово «роскошь» древние греки заменяли словом «космэ» - упорядоченность, гармония, красота.
Красота ритуала, как сказали бы древние китайцы.
Статья Елены Назаренко